Печати Псковских пригородов:
Печать Спаса Красногородского, 1470 год (свинец).
Печать Святого Николы, Изборск, XV век (свинец).
Печать Псковского посадника, 1416 год (свинец).
Обязанности Псковских посадников по тексту Псковской Судной грамоты.
Статья 2. Князь и посадник на вече не судят, им (следует) язю, посаднику и наместнику архиепископа не (следует) пересуживать дела, решённые судьёю; судьи и (архиепископский) наместник (также) не пересуживает дела, решённые князем.
Статья 4. Князь и посадник на вече не судят, им (следует) судить в княжеских хоромах, руководствуясь в соответствии с присягой (псковским) законом. Если же они будут судить не по закону, то пусть их осудит Бог на втором пришествии Христа. А незаконных взяток не взимать ни князю, ни посаднику.
Статья 6. Если какой-либо (степенной) посадник оставит свою должность, (то он должен) сам закончить судебные дела; другой же (посадник), заняв его место, решённые им судебные дела не пересматривает.
Псковское летописание.
Дошедшие до нас во многих списках XV-XVII вв. Псковские летописи содержат богатый материал по истории Псковской земли, Новгорода, Прибалтики и Москвы.
Летописание в Пскове началось в XIII веке, а в XIV веке они принимает регулярный характер, что связано с экономическим подъёмом и ростом города, борьбой за политическую независимость от Новгорода.
Центром летописного дела был Троицкий собор, при котором находилась вечевая канцелярия и «ларь», где хранились важнейшие документы. Руководить Псковским летописанием, как считает А. Н. Насонов, могли посадники.
Псковское летописание XIV века носит по преимуществу деловой местный характер. Центральное место в летописных записях этого периода занимают известия о войнах с Ливонским орденом и Литвой, описание «розратий» (распрей) с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях. Сообщения об общерусских событиях в Псковских летописях немногочисленны и лаконичны.
Историк Н. И. Костомаров дал определение общему характеру Псковского летописания, его задачам: «Характер рассказа псковской летописи указывает, что это были официальные записи, которые велись по обычаю, при главном центре управления, вероятно при Святой Троице, и даже служили иногда для решения юридических вопросов».
Исследователями выделяются 3 Псковские летописи:
- Псковскую I (Тихановский, Архивский 1-й и другие списки);
- Псковскую II (Синодальный список);
- Псковскую III (Строевский и Архивский 2-й списки).
Древнерусское летописание развивалось, в сущности, именно как областное летописание. В Пскове, по мнению А. Н. Насонова, оно сложилось как летописание боярско-вечевое, а не княжеское, что связано со спецификой государственного устройства Псковской земли. После присоединения Пскова к Московскому государству в 1510 году летописные записи, скорее всего, продолжали вести не при Троицком соборе, а при церквах и монастырях, в частности при Псково-Печорском монастыре.
«И я коне бысть полон мост противных гражане порезали ужища и мост подесе с ними на колья оны. И тако замроша вси». (Лицевой Летописный свод XVI век, копия).
«а под Вороничем простоял два дня и волости, и села повоевал и людей, и их имущество пленил, а иных избил и ушел восвояси». (Лицевой летописнй свод, XVI век, копия).
В том же году князь Литовский Довмонт пришёл в Псков со всем родом своим и крестился, и дано было ему имя Тимофей.
И сделали Довмонта псковичи у себя князем; он же выбрал себе людей, лучших и храбрых псковичей, и со своей дружиной, и всех их триста, и пошёл, и захватил всю землю Литовскую, которая должна была достаться ему от отца. (Лицевой Летописный свод, XVI век).
В том же году пришли немцы ко Пскову изгоном и посад пожгли и людей много избили, и град обступили. И вышел на них князь Довмонт, князь Псковский, и была сеча злая около Святого Петра и Павла на берегу, такого не бывало во Пскове; и избили псковичей многих.
И всё же Божией помощью одолели псковичи и избили немцев, а иных утопили. А вильянцев князь Довмонт Псковский взял в плен, послал во Владимир к великому князю Андрею Александровичу Владимирскому.
Меч князя Довмонта.
Представленный меч исследователи считают подлинным оружием псковского князя Довмонта. Подобных мечей XIII века в Европе известно четыре и только этот меч имеет свою «биографию». Колющий клинок удлинённо-треугольной формы изготовлен в немецком городе Пассау и имеет клеймо мастера «пассауский волчок» - пробирный знак корпорации оружейников, который ставили для того, чтобы избежать подделок. Клинок и стержень рукояти выкованы из одного куска стали. Рукоять с деревянными накладками, обвитая двумя переплетёнными металлическими проволочками. Навершие дискообразной формы декорировано растительным орнаментом и стилизовано под цветок, в центре гнёзда для крупных драгоценных камней, которые утрачены. Ножны деревянные обтянутые кожей, в нижней части они имеют металлический наконечник, декорированный растительным орнаментом с вставкой из бархата в центре. Меч князя Довмонта-Тимофея стал государственной реликвией Пскова, он хранился в Троицком соборе и вручался князю при «посажении на псковский стол».
Характеристики:
Датировка – вторая половина XVIII века;
Общая длина – 90 см;
Длина клинка – 75 см;
Высота рукояти – 15 см;
Ширина лезвия у перекрестия – 5,3 см;
Ширина перекрестия – 25 см;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 12 13 14 15 16
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: